
Библиотека
Про лаки
Практически вся рекламная продукция сейчас лакируется. Лакирование — это не только один из способов отделки печатной продукции, в настоящее время лакирование является важным элементом оформления и дизайна и подчас может заменить дорогую отделку.
Лакирование может быть сплошным и выборочным. Чаще всего выборочное лакирование используется для того, чтобы выделить наиболее значимые изобразительные и смысловые элементы дизайна.
Лакирование решает следующие задачи:
- делает продукцию более привлекательной, а это самое главное качество для рекламной продукции;
- усиливает контраст изображения и текста на оттиске, что усиливает воздействие на потребителя;
- защита печатной продукции от истирания и царапин;
- меняет оптические свойства оттиска и придает ему необходимый блеск или матовость;
- изолирует красочный слой оттиска от упакованных продуктов и защищает от прямого соприкосновения с другими поверхностями;
- решает проблему перетискивания, сокращает время сушки оттиска, позволяет быстрее переходить к послепечатной обработке оттисков.
В настоящее время в полиграфии используются следующие основные виды лаков:
- офсетные масляные;
- водно-дисперсионные или ВД-лаки;
- лаки УФ-отверждения или УФ-лаки.
Масляный лак
Масляный лак по сути — это та же офсетная краска без пигмента.
Преимущества масляного лака:
- не требует специальных лакировальных или сушильных устройств;
- обладает хорошей адгезией к большинству запечатываемых материалов;
- масляный лак совместим со всеми печатными офсетными красками;
- защищает оттиск от истирания и влаги;
- в отличие от водно-дисперсионных лаков позволяет лакировать без деформации даже тонкие бумаги;
- возможность производить выборочное лакирование;
- оптимальное соотношение цена/полученный эффект.
Визуально отлакированные глянцевым лаком участки имеют более интенсивный цвет по сравнению с неотлакированным изображением. При использовании матового лака эффект обратный. Интересно выглядит выборочное лакирование по так называемой TWIN-технологии, где используется пара — матовый лак + глянцевый лак. Такого эффекта можно достичь либо на шестисекционной машине, либо добавив дополнительные два прогона.
Недостатки масляных лаков:
- медленно сохнут по сравнению с УФ или водно-дисперсионными лаками;
- необходимость использования противоотмарывающего порошка приводит к снижению эффекта ярко выраженного глянца;
- большая высота стапеля может привести к отмарыванию или к слипанию оттисков в стопе;
- уровень глянца меньше, чем у УФ лаков, но соизмерим с водно-дисперсионными — около 60%;
- со временем возможно легкое пожелтение оттиска по двум причинам: во-первых, масляные лаки ускоряют старение бумаги, во-вторых, лаки содержат растворители смол, которые могут вобрать в себя остатки краски из печатной секции;
- имеются ограничения по толщине лакового слоя, в результате отлакированная поверхность выглядит не так эффектно, как после лакирования УФ-лаком.
Закрепление лака происходит так же, как и у офсетных красок — в два этапа: за счёт впитывания и за счет полимеризации.
Водно-дисперсионный лак
Водно-дисперсионный лак выглядит как жидкость молочно-белого цвета с характерным запахом, который безвреден для окружающей среды и человека. Высохшая лаковая пленка не пахнет, благодаря этому водно-дисперсионные лаки можно использовать для упаковки продуктов питания, лекарственных препаратов и парфюмерии. Дисперсионный лак представляет собой сложное по составу соединение из дисперсии полимера (акрила), воска, пленкообразователя, вещества, предотвращающего образование пены, и смачивателей.
Характеристики водно-дисперсионных лаков:
- образуют эластичную лаковую пленку, имеющую повышенную прочность на истирание и изгиб;
- выдерживают температуры до 2600 С, подходят для использования в микроволновой печи;
- устойчивы к воздействию низких температур;
- обладают барьерными свойствами против жиров, масел, молочных продуктов, воды, алкоголя;
- имеют устойчивость к моющим средствам;
- имеется возможность стерилизации печатной продукции.
Преимущества ВД-лака:
- самым важным преимуществом ВД-лака является то, что со временем он не желтеет в отличие от офсетного лака;
- имеет отличную прочность на истирание;
- быстро сохнет, что позволяет значительно сократить время на технологические операции, даже по сравнению с лакированием масляным офсетным лаком;
- не требует использования противоотмарывающего порошка, что особенно важно при дальнейшей лакировке УФ-лаками;
- возможность работы со стапелем с большой высотой.
Недостатки ВД-лаков:
- могут возникнуть определенные трудности с подбором конкретного лака, чаще всего вызвано особенностями и спецификой использования печатной продукции и дальнейшей послепечатной обработки;
- в отличие от использования масляного офсетного лака возможна деформация при лакировании тонкой бумаги.
УФ-лак
Самый высокий глянец получается при лакировании глянцевым лаком УФ-полимеризации по глянцевому водно-дисперсионному лаку-праймеру. В нашей типографии лакирование УФ-лаком осуществляется способом трафаретной печати, что позволяет лакировать даже материалы большой толщины, например, пластики.
Преимущества УФ-лака:
- дает ярко выраженный декоративный эффект;
- мгновенное высыхание и готовность к дальнейшей послепечатной обработке;
- повышенная стойкость к истиранию;
- наиболее богатые фактурные декоративные эффекты: песок, капля, пузырьки, червячки и т. д.;
- возможность нанесения ощутимо толстым слоем;
- по важнейшим показателям, таким как глянец, стойкость к истиранию и внешним воздействиям, УФ-лаки превосходят лаки других групп.
Недостатки УФ-лака:
- требует предварительного нанесения праймера, так как имеет очень слабую адгезию к традиционным печатным краскам, особенно к краскам с большим содержанием воска;
- более высокая стоимость по сравнению с другими типами лаков;
- может иметь ощутимый запах.
Благодаря возможностям нашей типографии производить отделку всеми видами лаков, как традиционными офсетными, так и экзотическими текстурными, наши клиенты могут выбрать любой, максимально соответствующий задачам дизайна продукции и маркетинга.