Про лаки — Типография Самопринт

Библиотека

Про лаки

Практически вся рекламная продукция сейчас лакируется. Лакирование — это не только один из способов отделки печатной продукции, в настоящее время лакирование является важным элементом оформления и дизайна и подчас может заменить дорогую отделку.

Лакирование может быть сплошным и выборочным. Чаще всего выборочное лакирование используется для того, чтобы выделить наиболее значимые изобразительные и смысловые элементы дизайна.

Лакирование решает следующие задачи:

  • делает продукцию более привлекательной, а это самое главное качество для рекламной продукции;
  • усиливает контраст изображения и текста на оттиске, что усиливает воздействие на потребителя;
  • защита печатной продукции от истирания и царапин;
  • меняет оптические свойства оттиска и придает ему необходимый блеск или матовость;
  • изолирует красочный слой оттиска от упакованных продуктов и защищает от прямого соприкосновения с другими поверхностями;
  • решает проблему перетискивания, сокращает время сушки оттиска, позволяет быстрее переходить к послепечатной обработке оттисков.

В настоящее время в полиграфии используются следующие основные виды лаков:

  • офсетные масляные;
  • водно-дисперсионные или ВД-лаки;
  • лаки УФ-отверждения или УФ-лаки.

Масляный лак

Масляный лак по сути — это та же офсетная краска без пигмента.

Преимущества масляного лака:

  • не требует специальных лакировальных или сушильных устройств;
  • обладает хорошей адгезией к большинству запечатываемых материалов;
  • масляный лак совместим со всеми печатными офсетными красками;
  • защищает оттиск от истирания и влаги;
  • в отличие от водно-дисперсионных лаков позволяет лакировать без деформации даже тонкие бумаги;
  • возможность производить выборочное лакирование;
  • оптимальное соотношение цена/полученный эффект.

Визуально отлакированные глянцевым лаком участки имеют более интенсивный цвет по сравнению с неотлакированным изображением. При использовании матового лака эффект обратный. Интересно выглядит выборочное лакирование по так называемой TWIN-технологии, где используется пара — матовый лак + глянцевый лак. Такого эффекта можно достичь либо на шестисекционной машине, либо добавив дополнительные два прогона.

Недостатки масляных лаков:

  • медленно сохнут по сравнению с УФ или водно-дисперсионными лаками;
  • необходимость использования противоотмарывающего порошка приводит к снижению эффекта ярко выраженного глянца;
  • большая высота стапеля может привести к отмарыванию или к слипанию оттисков в стопе;
  • уровень глянца меньше, чем у УФ лаков, но соизмерим с водно-дисперсионными — около 60%;
  • со временем возможно легкое пожелтение оттиска по двум причинам: во-первых, масляные лаки ускоряют старение бумаги, во-вторых, лаки содержат растворители смол, которые могут вобрать в себя остатки краски из печатной секции;
  • имеются ограничения по толщине лакового слоя, в результате отлакированная поверхность выглядит не так эффектно, как после лакирования УФ-лаком.

Закрепление лака происходит так же, как и у офсетных красок — в два этапа: за счёт впитывания и за счет полимеризации.

Водно-дисперсионный лак

Водно-дисперсионный лак выглядит как жидкость молочно-белого цвета с характерным запахом, который безвреден для окружающей среды и человека. Высохшая лаковая пленка не пахнет, благодаря этому водно-дисперсионные лаки можно использовать для упаковки продуктов питания, лекарственных препаратов и парфюмерии. Дисперсионный лак представляет собой сложное по составу соединение из дисперсии полимера (акрила), воска, пленкообразователя, вещества, предотвращающего образование пены, и смачивателей.

Характеристики водно-дисперсионных лаков:

  • образуют эластичную лаковую пленку, имеющую повышенную прочность на истирание и изгиб;
  • выдерживают температуры до 2600 С, подходят для использования в микроволновой печи;
  • устойчивы к воздействию низких температур;
  • обладают барьерными свойствами против жиров, масел, молочных продуктов, воды, алкоголя;
  • имеют устойчивость к моющим средствам;
  • имеется возможность стерилизации печатной продукции.

Преимущества ВД-лака:

  • самым важным преимуществом ВД-лака является то, что со временем он не желтеет в отличие от офсетного лака;
  • имеет отличную прочность на истирание;
  • быстро сохнет, что позволяет значительно сократить время на технологические операции, даже по сравнению с лакированием масляным офсетным лаком;
  • не требует использования противоотмарывающего порошка, что особенно важно при дальнейшей лакировке УФ-лаками;
  • возможность работы со стапелем с большой высотой.

Недостатки ВД-лаков:

  • могут возникнуть определенные трудности с подбором конкретного лака, чаще всего вызвано особенностями и спецификой использования печатной продукции и дальнейшей послепечатной обработки;
  • в отличие от использования масляного офсетного лака возможна деформация при лакировании тонкой бумаги.

УФ-лак

Самый высокий глянец получается при лакировании глянцевым лаком УФ-полимеризации по глянцевому водно-дисперсионному лаку-праймеру. В нашей типографии лакирование УФ-лаком осуществляется способом трафаретной печати, что позволяет лакировать даже материалы большой толщины, например, пластики.

Преимущества УФ-лака:

  • дает ярко выраженный декоративный эффект;
  • мгновенное высыхание и готовность к дальнейшей послепечатной обработке;
  • повышенная стойкость к истиранию;
  • наиболее богатые фактурные декоративные эффекты: песок, капля, пузырьки, червячки и т. д.;
  • возможность нанесения ощутимо толстым слоем;
  • по важнейшим показателям, таким как глянец, стойкость к истиранию и внешним воздействиям, УФ-лаки превосходят лаки других групп.

Недостатки УФ-лака:

  • требует предварительного нанесения праймера, так как имеет очень слабую адгезию к традиционным печатным краскам, особенно к краскам с большим содержанием воска;
  • более высокая стоимость по сравнению с другими типами лаков;
  • может иметь ощутимый запах.

Благодаря возможностям нашей типографии производить отделку всеми видами лаков, как традиционными офсетными, так и экзотическими текстурными, наши клиенты могут выбрать любой, максимально соответствующий задачам дизайна продукции и маркетинга.